Тайм-менеджмент – В чём проблема на самом деле?

Статья Дэвида Аллена, взято из: GTD в России.

Иногда GTD ошибочно относят к “ещё одной технике управления временем”. Вопреки этому широко распространённому мнению, GTD критикует тайм-менеджмент за узкую направленность и ограниченную эффективность.
В статье Дэвида Аллена, которую мы публикуем сегодня впервые на русском языке, представлены его мысли на эту тему.

Тайм-менеджмент – В чём проблема на самом деле?

Дэвид Аллен

Вы не можете управлять временем. Время просто есть. Если вы неэффективно управляете пятью минутами, то не справитесь с четырьмя или шестью. Итак, что это за штука такая, которую столько лет неправильно называли, и почему она получила это неподходящее название? Тайм-менеджмент – это управление тем, что мы делаем в течение времени. Но руководителям проще сказать, что нужно управлять временем, чем самими собой. Проще сделать врагом время и напоказ выставить нашу собственную ценность (У меня столько значимых, важных дел, которые нужно сделать), чем сказать: “Я не выполняю свои соглашения”.

Тайм-менеджмент – это в действительности управление соглашениями. В конечном счете, ваше отношение к сделанному (или не сделанному) пропорционально вашему мнению о том, насколько вы соблюли соглашения, заключенные с самими собой. Вы сделали то, что вы решили сделать? Вы достигли того, чего хотели достичь? Напрасная трата времени – это когда вы должны были делать совсем не то, что вы делали. Сон – это не напрасная трата времени, если вы думаете, что он вам нужен. Пойти прогуляться вместо того, чтобы переписывать ваш стратегический план, – не напрасная трата времени, если вы думаете, что прогулка – как раз то, что нужно в данный момент. Проблемы начинаются тогда, когда вы не сделали то, о чём сами с собой договорились.

Особенность искушенного руководителя высшего звена – это способность рисковать. Чтобы рисковать, нужно обладать чувством собственного достоинства, а по мере роста ответственности все более важно доверять себе. Один из главных факторов, подрывающих доверие себе – это нарушенные соглашения. Очевидно, если бы такие соглашения не соблюдались с другими людьми – персоналом, заказчиками, акционерами, – возможность получить их поддержку автоматически исчезла бы. Но настоящая жертва невыполненных обязательств – это Вы. Ничто не лишает ваши паруса ветра больше, чем невыполнение соглашений, заключенных с самим собой.

Большинство руководителей высшего звена, вероятно, считают себя относительно благонадежными. Но управление обязательствами гораздо сложнее, искуснее и требовательнее, чем большинство думает. Чтобы действительно быть вне подозрений, Вы должны знать все свои соглашения, а таких людей, кто идентифицировал и заключил все соглашения, очень мало.

Самое простое соглашение – прийти вовремя в назначенное место (встреча). Самое искусное и изощрённое соглашение – делать то, что, по-вашему, Вы должны делать в жизни (выполняете ли Вы свою главную цель, живёте ли в соответствии со своими ценностями?). А между ними находятся все остальные соглашения. У большинства руководителей высшего звена есть от сорока до ста проектов, если под “проектом” мы понимаем то, что они хотят сделать и что требует более одного действия (приобрести новый автомобиль, нанять помощника, отвезти семью покататься на лыжах, запустить новую производственную линию, реструктурировать совет директоров, приобрести новый комплект клюшек для гольфа, и т. д.). Эти проекты определяются десятью – пятнадцатью ключевыми зонами ответственности на работе (стратегическое планирование, управление ресурсами, развитие персонала, взаимодействие с советом директоров и т.д.) и в личной жизни (здоровье, отношения, карьера, деньги и т. д.). Прибавим к этому ответственность за определение и транслирование видения компании, за разработку и достижение долгосрочных и краткосрочных стратегий на пути к нему. Более того, вы не можете собственно сделать ничего из этих вещей – они представляют собой промежуточные и окончательные результаты. А для исполнения всех взятых на себя обязательств необходимы конкретные следующие действия (распределение собственных ресурсов) – отправить сообщения по электронной почте, позвонить по телефону, поговорить, составить документы, прочитать предложения, – и они исчисляются сотнями.

Все эти соглашения должны быть включены в разрекламированную передовую практику “расстановки приоритетов”. Но если какая-либо из многочисленных перспектив “работы” недостаточно четко определена, обдумана, организована, рассмотрена, доверие к вашему собственному поведению уменьшится.

Поскольку эта огромная проблема управления собой была скрыта и упрощена названием “тайм-менеджмент”, к сожалению, не хватает полноценных тренингов, методов и инструментов для её решения. Если бы время было единственным зверем, которого надо приручить, то часы и ежедневник (и работоспособность) были бы всем, что Вам действительно нужно. Исполнение обязательств было принижено до простой передовой практики – ежедневного составления списков дел. Но эта практика не работает со времен изобретения телефона, и упрощение управления многогранностью среды, в которой мы работаем с различными уровнями целей и ответственности, до простого “алфавитного списка” дел, создаёт больше разочарования, чем свободы.

Реальные передовые практики управления собой для специалистов высшего уровня теперь должны включать тщательный сбор и обработку всех обязательств – маленьких и больших, личных и профессиональных – в единую систему. И в дополнение к очевидному – ожидаемым результатам на высшем уровне, которые должны быть определены и регулярно анализироваться (цель, ценности, видение, задачи, стратегии), такая же требовательность должна быть в отношении принятия решений и отслеживания более многочисленных проектов и действий, необходимых для завершения дел – естественно, с определенными ограничениями, гарантирующими устойчивый баланс между работой и личной жизнью. Уровень удовлетворения вашей деятельностью равен уровню вашего осознания того факта, что вы что-то не делаете в данный момент, и это нормально. Этого достаточно серьёзное испытание для руководителя высшего звена. Пора забыть о тайм-менеджменте.

Advertisements

Leave a Reply

Please log in using one of these methods to post your comment:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s